МИНИСЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ
Абжиджит 1) 28-ая (вставная) накшатра (лунная стоянка), используется в мухурте (выборе подходящего времени для начинаний). 2) Победоносный, дословно "великая победа". 3) Название восьмой мухурты дня. В полдень, когда Солнце находится в зените, - оно наиболее могущественно. Это время носит название Абхиджит-мухурта. Абхиджит-сарва-дошагхнам, или полуденное время, прогоняющее прочь всё зло. Если не получается подобрать подходящую мухурту (благоприятный момент для начала дела), то можно использовать мухурту на полдень (середину дня, когда Солнце в зените, - самой высокой точке неба для рассматриваемой местности). Этот момент времени называют Абхиджит мухурта (Abhijit muhurta) и он одинаково хорош для всех начинаний. Абхиджит значит "победоносная". В это время Солнце занимает 10-й дом связанный с кармой (деятельностью) достижением цели и продвижением, а также получает силу по направлению (диг-бала). Это благоприятно для любой деятельности.Аватара - Воплощение или инкарнация святого или божества в человеческое тело.Агни - 1) Бог огня, олицетворяющий все проявления этой стихии, как зримые, так и метафизические, угадываемые лишь по их действию. 2) Махабхута, - первоэлемент или стихия "огонь". 3) Название двадцать второй мухурты дня.Амрита — в индуистской мифологии — напиток богов, делающий их бессмертными. Предание гласит, что амриту получали путём пахтания Молочного океана. Богам амриту доставляла Мохини. Как указывает Жорж Дюмезиль, понятие амриты восходит к праиндоевропейской религии и тождественно амброзии.Антардаша – подпериод даши , также называется бхукти .Апсары — (санскр. apsaras IAST, «многоводные») — полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды (ср. с нимфами в греческой мифологии). Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности.Атма - вечное, несотворенное и неуничтожимое, трансцендентное "Я" человека, его "Единая основа", частичка общего Бытия, тождественная Брахману.Атмакарака – сигнификатор или показатель Атмы, - вечного, бессмертного "Я" человека, его индивидуальности. В каждом гороскопе - это Солнце, - естественный и постоянный показатель Атмы. Также, в соответствии с астрологией риши Джаймини, - планета становится Атмакаракой, когда обладает наибольшей долготой (имеет максимальный градус) в любом из знаков Зодиака (раши). При этом, Раху может учитываться или нет, но при учете, его долгота вычитается из 30 градусов (полной долготы раши), т.к. его естественное движение попятно (ретроградно).Атхарваведа — священный текст индуизма, одна из Вед, обычно располагающаяся на четвёртом месте в их нумерации. Согласно индуистской традиции, «Атхарваведа» была в основном составлена двумя риши, известными как Бхригу и Ангирас. Часть «Атхарваведы» приписывается другим риши, таким как Каушика, Васиштха и Кашьяпа.Ашрам — обитель мудрецов и отшельников в древней Индии, которая обычно располагалась в отдалённой местности — в горах или в лесу.Аштакам — этот термин происходит от санскритского слова «aṣṭā», что означает «восемь». В контексте поэтических композиций «аштакам» относится к определенной форме поэзии, написанной в восьми строфах.Ахимса - один из базовых принципов йоги , - "ненасилие", "ненавреди".Аянамша - разница в долготе взятая по эклиптике между точками начала отсчета сидерического Зодиака и тропического. Эта разница возникла порядка 2000 лет назад и увеличивается со скоростью 50.3" в год, из-за явления прецессии (предварения равноденствий). Т.о. сидерический Зодиак, используемый в Джйотише, привязан к сфере неподвижных звезд и является фиксированным, в сравнении с тропическим, используемым западными астрологами и привязанным к четырем кардинальным точкам солнечного года - двум равноденствиям и двум солнцестояниям. Получается, что в сидерическом Зодиаке Солнце входит в 0 градусов Овна при прохождении определенной точки среди неподвижных звезд, в то время, как теже 0 градусов Овна в тропической системе отсчета Солнце всегда будет проходить строго в день весеннего равноденствия (когда день равен ночи). А последний момент наступает каждый год чуть-чуть раньше. Из-за явления прецессии разница между тропическим и сидерическим Зодиаком уже приближается к 30 градусам. В связи с чем возникает парадокс, при котором человек родившийся с Солнцем в знаке Близнецов тропического Зодиака часто становится Тельцом (т.е. имеет Солнце в Тельце) сидерического Зодиака. Сидерический Зодиак называется Нирайана (Нираяна), а тропический - Сайана (Саяна). Наиболее популярной является аянамса Лахири (она же Читрапакша), которая на 1 января 2001 года составляла 23° 52' Звезда (накшатра) Читра (Chitra): расположена на границе знаков Дева и Весы, по ней определяют Читрапакшу аянамсу (Chitrapaksha ayanamsa). Она очень популярна в Индии и за её пределами. Также известна как Лахири аянамса (Lahiri ayanamsa).Будха - одно из имен Меркурия.Бра́хманы, брахма́ны или брами́ны — члены высшей варны (касты) индуистского общества.Бхава — букв. Природа - Дом Гороскопа Бхакти - преданность и любовь к Богу, один из путей йоги . Бху, или Бхур — Бху лока — физическое воплощение жизненной энергии: тело, состоящее из 5-ти элементов. Из этих же элементов состоит природа (Пракрити) — вода, земля, огонь, воздух, Дух. Бхригу Муни - великий риши , мудрец, основатель прогностических наук (астрологии, хиромантии и т.п.) один из прародителей человечества, духовный сын Господа Брахмы . Видвешан-карма: мантры, повтояемые для того, чтобы поссорить двух людей. По отношению к другим людям их поведение остается прежним и изменяется только при столкновении с тем, кого выбрал использовавший мантру, что приводит к взаимной враждебности. Гада — булава, состоящая из круглой тяжелой каменной головки и длинной тонкой рукояти. Использовалась в Северной Индии как тренировочное оружие для развития мышц. Гандхарвы — второстепенные индийские божества, гении музыки и пения, небесные певцы и музыканты. Джа́па — духовная практика медитативного повторения мантр или имён Бога в индуизме. Джапа может читаться громко, шёпотом или просто в уме, сидя в медитативной позиции или во время ходьбы, а также как часть формального обряда поклонения с группой лиц. Джняна-йога («йога знания») — один из четырех основных видов йоги в философии индуизма. Вид йоги, который ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной. Ида — это нади, энергетический канал, который начинается в левой ноздре, далее идет к макушке головы и опускается вниз к началу позвоночника. Канал Ида отвечает за левое полушарие мозга, он считается лунным охлаждающим каналом и отвечает за все психические процессы, а также женский аспект нашей личности. Ида-нади белого цвета. Истамбхан-карма (обездвиживучщая): мантры, повторяемые для того, чтобы лишить подвижности какое-либо живое существо или предмет. Ка́ли-ю́га — четвёртая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Характеризуется падением нравственности, поскольку добро в мире уменьшается до одной четверти от первоначального состояния в век Сатья-юга. Варианты трактовки названия: «век демона Кали», «железный век», «век раздора». Крия, или крийя — с санскрита переводится как «действие». В кундалини-йоге крийя — это последовательность из поз, движений, дыханий, звуков, направленная на достижение определенных результатов. Выполняя крийю кундалини-йоги, йог получает определенный, заданный эффект. Кундалини — в йоге и эзотерике название энергии, сосредоточенной в основании позвоночника человека. Существуют различные методы и практики «пробуждения» Кундалини, то есть подъёма этой энергии вверх по позвоночнику, по основным семи чакрам. Кундалини — символ физической энергии человека. Ма́йя (с санскр. букв. «иллюзия», «видимость») — в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений. Манас — с санскрита, «ум», ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним Махата. Манат — нектар ума, или манаса. Мантра — в индуизме: повторяемое много раз священное заклинание, которому приписывается волшебная исцеляющая и одухотворяющая сила. Навара́три — индуистский религиозный праздник. В переводе с санскрита слово «наваратри» означает «девять ночей». В ходе этого праздника, продолжающегося десять дней и девять ночей, индуисты поклоняются девяти женским формам Бога в индуизме — Шакти/Деви. Намасте́ — индийское и непальское приветствие, произошло от слов «намах» — поклон, «те» — тебе. Намасте как жест представляет собой соединение двух ладоней перед собой. Нияма — духовные принципы в индийских религиях; «принятие, культивирование, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей системы». Вторая ступень йоги. Пингала — этот нади начинается в правой ноздре, далее через макушку головы к низшей точке позвоночника. Пингала находится с правой стороны и отвечает за правое полушарие мозга, считается теплым солнечным каналом, который контролирует все жизненно важные соматические процессы и соответствует мужскому аспекту нашей личности. Пингала-нади красного цвета. Пракаша — свет, отражающий чистое божественное сознание «чайтанья», бесконечно сияющее и вмещающее в себя все сущее. Пуджа — один из главных обрядов поклонения и почитания индуизме. Подразумевает контакт с божеством, чтобы выразить ему преданность, любовь либо же получить его милость, благословение и расположение, посредством чтения мантр и подношения определённых даров. Пура́ны (санскр. «древняя былина») — тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писания послеведийского периода, в которых описывается история Вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и дэвов, а также излагается индуистская философия и космология.Раши — Знак зодиака Садхака или садхак — это тот, кто осуществляется свою практику (садхану). Садхана — это непрерывная и настойчивая практика йоги. Са́дхана — санскритский термин, которым в индуизме и буддизме называют духовную практику и который также можно перевести как «средство для достижения чего-то». Садхана включает в себя ряд духовных дисциплин различных индуистских и буддийских традиций. Сатчитананда, сат-чит-ананда или саччидананда — сложное слово из трёх санскритских терминов санскр. sat), чит (с санскр. cit) и ананда (санскр. ānanda) которые соответственно означают «бытие», «сознание» и «блаженство». Сахасранама — в индуистской религиозной традиции и ритуальной практике тип гимна, в котором, в отличие от других типов гимнов последовательно перечисляются имена божества. Свага, или Сваха — Сварга лока (небеса — земля Богов), воплощение счастья. Си́ддхи — сверхъестественные силы, возможности, развитые благодаря духовным практикам; способность творить чудеса. Обычно этот термин встречается в литературе по йоге и буддизму Ваджраяны. Учение об этих совершенствах излагается в Ваю-пуране и особенно в «Маркандея-пуране». Сиддхами также называют великих йогинов. Халахала — яд, полученный асурами и девами при пахтаньи Молочного океана в поисках амриты. Был выпит богом Шивой из сострадания к трём мирам. Чандал, чандала — член низшей касты в древней Индии, а сейчас общее бытовое наименование членов низших «неприкасаемых» каст в современной Индии и в Бенгалии. Считается самой презренной из низших каст. Ша́кти (санскр. — мощь, сила) — в тантризме, шиваизме и шактизме — супруга бога Шивы, реже — Вишну и других богов индуизма; в более широком смысле — как творческая, так и разрушительная женская энергия божества. Шактиман — буквально «Повелитель энергии». Общее происхождение слов шакти и шактиман, в данном случае обозначающих женскую и мужскую ипостась Бога, указывает на то, что они неотличны друг от друга и есть одно целое. Практически все формы Бога в индуизме, также как и все девы, имеют женского партнёра, свою «лучшую половину» или Шакти. Шриви́дья, Шри-Видья или Шри-кула, — шактистская тантрическая традиция. Она придерживается монистической метафизической концепции о том, что в конечном счете существует одна единственная реальность, в которой сознание отождествлено с богиней Трипура Сундари. Шри́-я́нтра — наиболее знаменитая из всех тантрических янтр. Представляя собой мистическое устройство космоса, Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять вершинами вниз, символизируя женский принцип. Шья́ма — одно из имён Вишну/Кришны и один из эпитетов грозного образа Парвати в индуизме, часто выступает как составная часть других имён: Шьямасу́ндара, Гханашья́ма, Радхешья́ма или, в более редкой форме Шьямчара́на. В буквальном переводе с санскрита означает «чёрный» или «тёмный».